Потенциал научных исследований СПбГУТ в Год науки и технологий

Опубликовано 14 December 2021

24 ноября состоялось очередное занятие Школы педагогического мастерства СПбГУТ, на котором с лекцией выступил проректор по научной работе д.т.н., с.н.с. Александр Шестаков.

Внимание слушателей было особо сфокусировано на мероприятиях, которые проводят международные организации (ООН, ЮНЕСКО) в области достижения глобальных целей устойчивого развития и преобразования мира, а также на программно-целевых методах, которые реализуют в нашей стране в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минцифры России и др.) и субъектов федерации (на примере СПб: КНВШ, КИС, Комитета по делам Арктики и др.).

В дискуссионной форме были рассмотрены программы и проекты, которые направлены на создание эффективной системы подготовки кадров и формирование дополнительных конкурентных преимуществ будущих специалистов (Кадры для цифровой экономики; Искусственный интеллект; Исследовательское лидерство; Приоритет-2030 и др.).

Значительный интерес представляли фактографические данные по вкладу нашего вуза, научных школ, преподавателей, научных сотрудников и студентов (бакалавров, магистров), который в Год науки и технологий был сделан по национальной программе «Цифровая экономика», национальным проектам «Наука и университеты» и «Образование». Отмечены выдающиеся результаты научных исследований в университете под руководством проф. Андрея Кучерявого, проф. АлександраЛившица, доц. Дмитрия Кирика, доц. Андрея Владыко и научных школ проф. Георгия Фурсея, д.т.н. Руслана Киричка и многих других.

Александр Шестаков отметил в своей лекции значительно возросший уровень внимания руководства вуза к результатам научной деятельности, что позволяет более успешно решать проблемы материального стимулирования публикационной активности в высокорейтинговых журналах (Scopus, WebofScience), регистрации объектов интеллектуальной собственности (объектов промышленной собственности) и более широкого их применения в учебной и образовательной деятельности на факультетах и кафедрах.

Акцент в вопросах профессиональной ориентации молодых педагогов был сделан на исторические вехи, с которыми университет, отметивший свое 90-летие в прошлом году, встретил Год науки и технологий:

60-летие научно-технического журнала «Труды учебных заведений связи»;

10-ю годовщину международной научно-технической и научно-методической конференции АПИНО;

75-летие региональной научно-технической конференции «Студенческая весна»;

55-летие Открытия электронной эмиссии в нашей стране.

Этот опыт рекомендовано более активно использовать молодыми педагогам на занятиях в воспитательных целях, для пропаганды достижений университета и формирования корпоративного имиджа у обучающихся для более глубокого понимания своих профессиональных и жизненных ориентиров после окончания вуза.

Впервые на занятии по тематике научной деятельности была практически реализована методика применения новых форм дидактики с учетом цифровой трансформации образовательной организации, достижений и результатов, полученных в сквозных цифровых технологиях, а также задействования компонент перспективного цифрового университета модели 2.0 – 4.0. Также впервые был наглядно освещен опыт цифровой трансформации информативности учебного материала для образовательной деятельности вуза, который реализует авторскую концепцию смещения образовательно-дидактического контента в доверенные цифровые ресурсы. Размещение в учебной литературе QR-кодов со ссылками на образовательный контент, с возможностью группового режима обучения, реализует современные подходы к осуществлению образовательного процесса и позволяет сделать его технологически непрерывным и более эффективным. Лектором были продемонстрированы учебные пособия и результаты сравнительных оценок новых технологий для практической деятельности преподавателей со студентами в цифровой виртуальной среде.

Широкий интерес вызвало обсуждение вопросов применения различных платформенных решений и получения практических навыков посредством открытых и доступных платформ: Moodle, Zoom, Quizizz, Mentimeter, Wooclab, Miro, Onlinetestpad и др. Вскрыты особенности технологии цифровой трансформации контента учебных материалов с применением статических и динамических QR-кодов и, соответственно, различных видов цифровых информационных ресурсов. Показаны активные формы участия слушателей на занятиях с использованием сетевой образовательной модели, в которой взаимодействие между участниками происходит не только между преподавателем и обучающимся, а также между самим обучающимися.

Организаторы мероприятия уверены, что только объединение педагогических знаний, педагогических технологий, научных целеполаганий при комплексном подходе к их использованию, позволит достичь поставленных целей в воспитании и образовании молодых педагогов.

В подготовке и проведении занятия был задействован коллектив специалистов из Управления организации научной работы и подготовки научных кадров: Елена Аникевич, Алина Задорожняя, Наталья Громова, Денис Яшугин, Ирина Татарникова.

Лекция проректора по научной работе А. Шестакова произвела на слушателей ШПМ большое впечатление и была прослушана с большим вниманием. Слушатель ШПМ Александра Гребенщикова, ассистент кафедры ИКС, факультет ИКСС так отзывается о прошедшем мероприятии:

 «Хочу выразить благодарность организаторам Школы педагогического мастерства за возможность прослушать лекцию проректора по научной работе Шестакова А.В. 24.11.2021 о результатах и проблемах развития научных исследований в нашем университете, а также об интеграции науки и образования.

Для молодого педагога очень важно научиться своевременно и аккуратно приобщать студентов к научной деятельности, что иногда оказывается непростой задачей. Суметь найти оптимальный путь для формирования интересов в области научных познаний и не останавливаться на достигнутом — это мастерство. Именно поэтому такие мероприятия, как прошедшая лекция, являются необходимым фактором в повышении уровня компетентности педагогического состава, что, в последствии, будет способствовать интеграции науки и образования.

Прослушанная лекция является полномасштабным обзором научной жизни нашего университета. Более того, Шестаков А.В. продемонстрировал мастер-класс по проведению лекции с применением контактной работы с аудиторией в интерактивном формате (облачные технологии, тестирования в быстром режиме). Отдельного внимания заслуживает наглядный пример применения qr-кодов для написания методической литературы — что подтверждает преимущества технологических решений с применением ИКТ в области образования.

Несомненно, я отмечаю такой формат занятий в рамках ШПМ наивысшим баллом, а полученный опыт оцениваю, как бесценный вклад в развитие нашего университета».

Читайте также